Кафедра философии религии
и религиоведения

 

   

Круглый стол "Современные проблемы преподавания религиоведения: плюрализм и толерантность"
15 ноября 2003 года


В рамках становящегося уже традиционным “Дня Петербургской философии” кафедра философии религии и религиоведения СПбГУ 15 ноября провела круглый стол “Современные проблемы преподавания религиоведения: плюрализм и толерантность”. Естественно, данная тема вызвала интерес прежде всего у преподавателей религиоведения, студентов. Был заслушан ряд сообщений, которые затем обсуждались. Доцент П.Д. Ленков (РГПУ им. А.И. Герцена) и ассистент О.К. Михельсон (СПбГУ) поделились опытом преподавания новых религиоведческих дисциплин, лишь недавно вошедших в учебный процесс – соответственно антропологии и феноменологии религии. Оба докладчика обозначили проблему недостаточности, а иногда и полного отсутствия русскоязычной литературы и источников, одновременно выразив убеждение в необходимости дальнейшей разработки данных курсов. Ряд выступающих, и в частности, преподаватель РГПУ Д.А. Головушкин затронули такую острую проблему, как развитие и бытование в России и мире новых религиозных движений (НРД). Д.А. Головушкин убедительно показал, что критика НРД часто носит огульный характер, а представления о повышенной склонности их адептов к совершению криминальных действий не находят реального подтверждения. Проблемам изучения и преподавания истории русского сектантства было посвящено сообщение А.В. Гайдукова. Старший преподаватель РГПУ И.В. Левит поделилась опытом преподавания курса “Диалог религиозного и нерелигиозного мировоззрений”. Курс этот новый, как впрочем, и многие другие, и нередко у студентов встаёт вопрос: кто же именно здесь ведет диалог, каковы его субъекты? Видимо, сама тема курса предполагает различные ответы и пути решения данной проблемы. С большим интересом собравшиеся выслушали информацию председателя Союза атеистов России и Украины В.Сачкова о деятельности данного общественного объединения. В.Сачков подчеркнул, что речь идет не о возобновлении гонений верующих и религиозных организаций, а о защите общества от клерикализма, о сохранении России как светского государства.
Все собравшиеся пришли к мнению о том, что при всём различии мировоззренческих ориентаций и методологических подходов религиоведение способно развиваться только как светская дисциплина. В остальном же допустим широчайший плюрализм.

Материалы круглого стола будут опубликованы.