Кафедра философии религии
и религиоведения

 

   

Вопросы кандидатского экзамена по истории и философии науки
для аспирантов, магистров и соискателей СПбГУ


Общие проблемы философии науки

1. Философия науки, ее предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки.
2. Основные стороны бытия науки. Характерные черты научного знания.
3. Наука и духовная культура. Функции науки в жизни общества.
4. Традиционалистский и техногенный типы развития цивилизаций и их базисные ценности.
5. Проблемы возникновения науки и периодизации ее истории. Преднаука и наука.
6. Генезис и становление теоретического знания в античной культуре.
7. Формирование предпосылок научного мышления в средневековых университетах.
8. Становление опытной науки в культуре позднего средневековья и Возрождения.
9. Научная революция XVI-XVII вв.: формирование основ математического естествознания.
10. Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени.
11. Классическая наука XVIII-XIX вв. Формирование науки как профессиональной деятельности. Дифференциация наук и возрастание их социальной роли.
12. Позитивистская традиция в философии науки (классический позитивизм и эмпириокритицизм).
13. Проблемное поле и принципиальные положения логического позитивизма и постпозитивизма.
14. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема "интернализма" и "экстернализма" в понимании механизмов научной деятельности.
15. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания, классификация наук.
16. Эмпирический уровень научного познания. Основные методы исследования и формы эмпирического знания.
17. Теоретический уровень научного исследования. Основные методы и формы теоретического знания.
18. Гипотетико-дедуктивная схема развития научного познания.
19. Возможности применения количественных методов в современной науке.
20. Компьютеризация науки, ее проблемы и следствия.
21. Основания науки. Роль философских идей и принципов в развитии научного знания.
22. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.
23. Процедуры обоснования теоретических знаний.
24. Проблемные ситуации в научном познании и их роль в развитии науки.
25. Научные революции как "точки бифуркации" в развитии знания. Нелинейность роста научного знания.
26. Наука как тип рациональности. Историческая смена типов научной рациональности.
27. Научные сообщества и их исторические типы. Наука, экономика, власть.
28. Наука в контексте современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука.
29. Главные характеристики современного этапа развития науки.
30. Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного исследования.

Философские проблемы социально-гуманитарных наук
(общая часть)

1. Специфика социально-гуманитарного познания.
2. Проблема генезиса социально-гуманитарного знания и его дисциплинарная структура.
3. Роль философии в формировании и развитии социально-гуманитарного знания.
4. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании (ценности, нормы, идеалы).
5. Натуралистический и культурно-исторический подходы в социальных и гуманитарных науках.
6. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.
7. Специфика субъектно-объектных отношений и особенности методологии в социально-гуманитарном познании.
8. Роль языка в развитии социального и гуманитарного знания.
9. Роль традиций, образцов и "пред-рассудков" в контексте понимания и смыслополагания
10. Проблема объективности познания в социальных и гуманитарных науках.
11. Социально-историческая реальность в социально-гуманитарном познании.
12. Категории пространства и времени в социально-гуманитарном познании.
13. Понятие факта в социально-гуманитарном познании.
14. Объяснение и понимание в социальном и гуманитарном познании.
15. Герменевтика как метод понимания и интерпретации текста.
16. Проблема истины в социальном и гуманитарном познании.
17. Прогностические возможности социального и гуманитарного познания.
18. Соотношение религиозного и научного социально-гуманитарного знания.
19. Проблема соотношения человека и общества в социальном и гуманитарном познании.
20. Понятие личности в социальных и гуманитарных науках.

Вопросы к кандидатскому экзамену по истории и философии науки для аспирантов, специализирующихся по философским наукам

1. Философия в системе культуры. Природа и специфика философских проблем.
2. Дисциплинарная структура философского знания. Онтология, гносеология, аксиология как основные разделы философии.
3. Рационализм и иррационализм в философии. Классический и неклассические идеалы рациональности.
4. Понятие метода. Методологические функции философии.
5. Диалектический метод и его исторические формы.
6. Герменевтический метод в философии.
7. Трансцендентально-феноменологический метод.
8. Структурализм как методологическая стратегия философии и гуманитарных наук.
9. Деструкция и деконструкция как специфические техники философского анализа.
10. «Онтологический поворот» в философии XX века.